Обеспечение питанием обучающихся

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 учебном году

Здоровое питание

«Здоровое питание наших детей»

                                               

   Из чего складывается здоровье:
• Экологическая обстановка (которую трудно изменить)
• Правильное питание – вот то, что находиться полностью в наших руках (его можно изменить). Что ребенку есть, в каком виде и в каких условиях мы решаем сами. И незаметно, потихонечку, из года в год приучаем организм наших малышей к добавкам, красителям, наполнителям, всяким Е,Е,Е.И даже не задумываемся, что они обозначают, и какие последствия несут. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы.
         А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду! А детские сады , в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с ряженкой. Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать расходуемую энергию, но и обеспечить материал, необходимый для роста и развития организма. В течении дня ребенка пищу распределяют примерно так: • 35 – 40% - приходится на обед • 10 – 15% - на полдник • 25% - на завтрак
          Пища, которую употребляет ребенок, должна быть 
• Полезной
• Разнообразной
• Вкусной
          Для растущего детского организма вреден, как недокорм, так и перекорм. Жалобы на плохой аппетит не столь редки. И перепуганные родители делают все, чтобы ребенок поел.
1.Но ребенок – существо социальное. Потребности и интересы всегда связаны со взрослыми. Образец отношения к приему пищи, вкусовым предпочтениям, которые дает семья, обладают огромной силой. Иначе говоря, если в семье никто не ест и не готовит гороховый суп, как ребенок поймет, что это вкусно. Для ребенка наиболее близким человеком, образцом для подражания всегда выступает мать, на втором месте – отец. Поэтому влияния матери и отца на воспитание вкусовых ощущений, вкусовых привычек, как в сторону позитива (полезные продукты), так и негатива (вредные продукты, вредные пристрастия), намного превосходит влияние других взрослых – бабушек, дедушек, воспитателей. • Моя мама сказала, что свекла очень полезна.
• Мой папа сказал, что каша это гадость. Мнения родных для них дорого, ведь так сказал папа. Малыши впечатлительны, доверчивы и внушаемы. Поэтому, если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, что
• Да он же у меня не ест молочное.
• Он у меня такой разборчивый в еде
• Он лук крупный в борще не ест, я его на мясорубке мелю и т.д. Родители сами подают пример излишней разборчивости в пище – это крайне влияет на аппетит ребенка.
2. Распространенная ошибка заключается в том, что родители слишком легко соглашаются с нежеланием ребенка принимать то или иное блюдо: «Я не хочу, не люблю, не буду, не вкусно». Или наоборот легко соглашаются с желаниями ребенка принимать большое количество пищи, уступая его капризам: «Я хочу еще булочки, я еще хочу конфет, чипсов и т.д.» Естественно, полезный, да еще и новый продукт или блюдо, вводимый в рацион ребенка, может вызвать определенную негативную реакцию. Но если вы проявите должный такт и терпение, возьмете за правило убеждать ребенка, объясняя необходимость, полезность продуктов питания, то проблемы будут решены.
3. Многие родители жалуются на плохой аппетит. Но, если ребенок , к примеру, на завтрак получил достаточно калорийную пищу, в этом случае время обеда придется перенести на позднее время. Не забывайте о том, что у ребенка свои порциональные нормы блюд.
• 1 блюдо – 200 – 250гр.
• 2 блюдо – 60гр. (мясное) и т.д.
Давайте ребенку только такое количество пищи, которое он охотно и без ущерба для здоровья съест. Вполне здоровый ребенок отличается обычно хорошим аппетитом и съедает столько, сколько нужно для его возраста.
4. Крайне отрицательно влияют на аппетит, на приятное вкушение пищи бесконечные одергивания, типа «не чавкай, не кроши, как ты держишь вилку, у тебя не руки, а крюки». Милые родители, а у вас, возник бы аппетит, есть в таких условиях?
5. На аппетит влияет и самостоятельность, культура еды. Чем увереннее и легче ребенок владеет ложкой, вилкой, ножом, тем меньше затруднений у него вызывает еда. От взрослого требуется терпение, уважение к ребенку. Ловкость, аккуратность приходится не сразу.
6. Но если вы приучите ребенка к красивой сервировке стола, удобной посуде, сменяемой после каждого блюда, пользованием салфеткой, то вы решите проблему культуры поведения за столом.
свернуть

Перечень нормативно - правовых актов по организации питания

свернуть

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

 Сбалансированное питание – это эффективный способ укрепления здоровья, защиты организма от неблагоприятных факторов окружающей среды. Правильно организованное рациональное питание способствует росту воспитанников, удовлетворению организма ребенка в необходимых веществах: белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах и энергетической ценности.

 Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований  Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. №8 »Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования». Примерные двухнедельные рационы разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь.

 Также учитываются:

  • нормы питания для соответствующих видов учреждений дошкольного образования и в зависимости от длительности пребывания воспитанников;
  • сезонность (лето-осень, зима-весна);
  • рекомендуемый объем (масса) блюд Санитарными нормами и правилами;
  • утвержденные в установленном порядке сборники рецептур блюд для воспитанников раннего и дошкольного возраста, сборники рецептур блюд диетического питания и другие технологические нормативные правовые акты.

 Для воспитанников, находящихся на лечебном (диетическом) питании, вносится коррекция в дневной (суточный) рацион в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики).

 Необходимо отметить тот факт, что есть определенные требования к конкретным продуктам, используемым для питания детей в учреждении дошкольного образования (т.е. многие продукты запрещены для использования в детском питании).

 Не используются острые приправы, соки и напитки в виде сухих концентратов; в рационы не включаются одноимённые блюда и гарниры в течение одного дня, а также  в течение двух дней подряд; колбасы и сосиски используются высшего и первого сортов  1-2 раза в неделю, используется нежирное мясо, йодированная соль.

Согласно Санитарным нормам и правилам в учреждении дошкольного образования запрещается:

  • использование сырого молока и пастеризованного молока в крупной (более 1 кг) таре в натуральном виде без предварительного кипячения;
  • изготовление:
  • макарон с мясным фаршем («по-флотски»), блинчиков (пирожков) с сырым мясным фаршем;
  • студней, зельцев, паштетов, форшмака из сельди, заливных блюд (мясных и рыбных);
  • кондитерских изделий с кремом;
  • кваса, напитков, морсов собственного приготовления;
  • изделий во фритюре;
  • окрошки;
  • яичницы-глазуньи;
  • приготовление первых блюд на костном бульоне (кроме куриного);
  • замораживание охлажденных мяса, птицы, рыбы.

 Выдача готовой пищи воспитанникам проводится только после снятия проб и записи медицинским работником либо другим членом бракеражной комиссии в журнале по контролю за качеством готовой пищи.

Прием пищи воспитанниками проводится в группах при выполнении следующих условий:

  • помещение перед приемом пищи проветривается;
  • столы покрываются чистой скатертью или сервировочными салфетками под каждый прибор. Салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные;
  • столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников;
  • при раздаче пищи горячие блюда должны быть температурой 50 °C (оптимальная), холодные напитки – комнатной температуры, но не ниже 20 °C, закуски (салаты) – 14 °C – 16 °C;
  • смена блюд производится по очередности их приема, начиная с салата.

 Педагогами нашего учреждения проводится целенаправленная и систематическая работа по формированию у воспитанников умений, связанных непосредственно с приемом пищи и правильным пользованием столовыми приборами, салфеткой в соответствии с возрастными особенностями детей

свернуть

Организация питания, рацион и примерное меню

В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов: 

  •  Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.
  •  Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта.Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.
  •  Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.
  •   Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.
  •  Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.
  •  белков и жиров около 70 г
  • углеводов около 280 г
  • кальция 900 мг, фосфора 1350 мг, магния 200 мг, железа 12 мг, цинка 10 мг, йода 0,08 мг, витамина «С» 50 мг.

Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Завтрак          

Ребенку необходимо давать каши, яичные или творожные блюда, рыбу, чай или кофейный напиток с молоком, хлеб с маслом, сыром.

Обед  

Должен содержать овощной салат, мясной, куриный или рыбный бульон с овощами, крупами, второе блюдо из мяса, птицы или рыбы с гарниром и десерт в виде киселя, компота, напитка из свежих фруктов или ягод.

Полдник        

Ребенок должен выпивать стакан кипяченого молока, кефира или йогурт, съедать зефир, мармелад, печенье, ватрушку и фрукты.

Ужин 

Лучше давать овощные или крупяные блюда в зависимости от завтрака; мясные и рыбные блюда, особенно в жареном виде, давать не рекомендуется.

Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника.

 Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется  зефир, мармелад, мед, джем, варенье.

 Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.

 Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.  

свернуть

Гибкий режим питания

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак - 30 процентов, обед - 40, полдник - 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

свернуть

Оплата за питание

Уважаемые родители!

Постановлением Совета Министров от 23 августа 2023 года № 555

увеличены нормы расходов на питание детей.

С 26 августа 2023 года денежные нормы составляют:

Дети от 2 до 3 лет - 3 р. 59 коп.

Дети от 3 до 7 лет - 4 р. 71 коп.

Оплату за питание в детском саду можно произвести любым удобным для вас способом:

  • в отделении Беларусбанка;
  • через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.).

При первой оплате за питание воспитанника родители не смогут произвести оплату через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.). Оплату можно произвести только через оператора банка, т.к. фамилия, табельный номер и сумма к оплате не будет найдена в базе данных ЕРИПа. При оплате по квитанции обязательно сообщите оператору банка, что оплата производится как вновь поступившего ребёнка в дошкольное учреждение.

Алгоритм проведения платежа через ЕРИП:

Платежи и переводы → Система расчёта "ЕРИП" → Образование и развитие → Отделы, управления образования → Гродненская область → Гродненский РИК УО → Питание в детском саду → в открывшемся окне, в графе "лицевой счет" указать номер лицевого счёта, указанный в квитанции, нажать кнопку "инфо" (появится информация о ребенке, за питание которого производится оплата), проверить данные, ввести сумму указанную в квитанции, нажать кнопку "далее". Еще раз проверить правильность данных и нажать "оплатить". После проведения оплаты на экране появится чек, который можно переслать воспитателю, отправить на email или распечатать.

Оплата за питание в детском саду производится не ранее 10-го числа после выставления базы за текущий месяц. Все оплаты, проведённые ранее указанного срока, относятся к базе прошедшего месяца и не будут соответствовать действительности.

Оплата за питание в детском саду производится до 25 числа текущего месяца. Во избежании различных неприятных ситуаций, при любом варианте оплаты, сохраните чек об оплате, чтобы в любой момент можно было подтвердить факт оплаты.

Порядок оплаты за питание детей

в учреждении дошкольного образования

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2014 г. № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 307» предусмотрено изменение размера взимания с родителей (законных представителей) платы за питание детей. Устанавливается, что плата за питание детей взимается в размере 100 процентов (ранее 60 процентов) от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения. 

После принятия данного постановления:

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования не взимается:

  1. с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  2. с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», а именно:
  3. военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;
  4. военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

- удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

- выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

- удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы – для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

- для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;

- для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

- для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

- удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

- удостоверение на право представления интересов подопечного и справка о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы учреждения дошкольного образования.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй – специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй – специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения). 

свернуть

График приёма пищи воспитанниками

График приёма пищи воспитанниками

в ГУО "Детский сад агрогородка Лойки"

2024/2025 год

 

 

ЗАВТРАК

ВРЕМЯ ВЫДАЧИ

 

Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №1

8:30

 

Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2

8:40

 

 

 

 

 

 

 

ОБЕД

 

 

Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №1

12:10

 

Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2

12:30

 

 

 

 

 

 

 

УПЛОТНЕННЫЙ ПОЛДНИК

 

 

Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №1

15:30

 

Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания №2

15:45

 

 

 

 

 

 



свернуть

Бракеражная комиссия

Положение о бракеражной комиссии

 ГУО «Детский сада агрогородка Лойки»

  1. Общее положение

1.1    Бракеражная комиссия  ГУО «Детский сада агрогородка Лойки» создана в целях контроля  качества приготовления пищи, соблюдения технологии приготовления пищи и выполнения санитарно-гигиенических требований.

1.2    Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуются СанПиН, сборниками рецептур, технологическими картами, ГОСТами.

  1. Основные задачи.

2.1. Предотвращение пищевых отравлений.

2.2. Предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

2.3. Контроль  соблюдения  технологии приготовления пищи.

2.4. Обеспечение санитарии и гигиены.

2.5. Расширение ассортиментного перечня блюд, организация полноценного питания.

2.6. Обеспечение пищеблока качественными продуктами питания,  соответствующими сертификатам качества.

  1. Содержание и формы работы.

3.1. Бракеражная комиссия в полном составе ежедневно приходит на снятие бракеражной пробы за 30 минут до начала раздачи готовой пищи.

3.2. Бракеражную пробу берут из общего котла, предварительно перемешав тщательно пищу в котле.

3.3. Результаты бракеражной пробы заносятся в бракеражный журнал установленного образца.

3.4. В бракеражном журнале указывается дата, наименование блюда, номер партии и дается оценка доброкачественной пищи. Оценка дается на каждое блюдо отдельно.

3.5. Оценка «отлично» дается в том случае, если не была нарушена технология приготовления пищи.

3.6. Оценка «хорошо» дается в том случае, если в технологии приготовления пищи были допущены незначительные нарушения, не приведшие к ухудшению вкусовых качеств, а внешний вид блюда соответствует требованиям.

3.7.  Оценка «неудовлетворительно» дается в том случае, если в технологии приготовления пищи были допущены значительные нарушения, приведшие к ухудшению вкусовых качеств (недосолено, пересолено, недоварено и  т.д.).

3.8. Оценка «неудовлетворительно» дается в том случае, если при приготовлении пищи грубо нарушалась технология приготовления пищи, что повлекло за собой ухудшение вкусовых качеств и внешнего вида. Такое блюдо снимается с реализации, а материальный ущерб возмещает ответственный за приготовление данного блюда. Бракеражная комиссия ставит свои подписи напротив выставленной оценки под записью «К раздаче не допускаю».

3.9. Бракеражная комиссия проверяет наличие контрольных блюд и суточных проб.

  1. Управление и структура.

4.1. Бракеражную комиссию возглавляет заведующий детского сада

4.2. В состав бракеражной комиссии входит: член комиссии по питанию; медицинский работник;шеф- повар

 

Правила бракеража пищи

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.   Все   блюда, изготовляемые   на объекте   питания   в           учреждении образования, подлежат обязательному бракеражу по мере их готовности.

Бракераж готовой пищи проводится до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии.

Бракераж блюд производят не менее трех лиц из состава бракеражной комиссии.

1.4.      Бракеражная комиссия проводит оценку доброкачественности готовой пищи по органолептическим показателям, правильности кулинарной обработки приготовленных блюд, соответствие выхода блюд меню-раскладке, проведение С-витаминизации блюд.

1.5.      Прежде чем приступить к процедуре бракеража члены бракеражной комиссии должны быть ознакомлены с меню, рецептурой блюд, технологией приготовления блюд.

1.6. Члены бракеражной комиссии должны владеть методикой органолептической оценки готовой пищи.

1.7.      Оценка качества готовой пищи заносится в Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) до начала ее реализации. При нарушении технологии приготовления пищи бракеражная комиссия обязана снять блюда с раздачи, направить их на доработку или переработку.

1.8. Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) должен быть пронумерован, прошнурован и скреплён печатью.

Хранится Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) на объекте питания учреждения.

1.9. За качество пищи несут ответственность работники объекта питания, члены бракеражной комиссии, осуществившее контроль качества пищи, и допустившее ее к потреблению.

  1. МЕТОДИКА ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ГОТОВОЙ ПИЩИ

Качество готовой пищи по органолептическим показателям (вкус, запах, внешний вид, цвет, консистенция) должно соответствовать технологическим документам, устанавливающим требования к качеству продукции (технологические карты на конкретные виды продукции).

Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов готовой пищи. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром определяют внешний вид пищи, ее цвет.

Запах готовой пищи определяется при затаенном дыхании. Для обозначения запаха пользуются эпитетами: чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый. Специфический запах обозначается: селедочный, чесночный, мятный, ванильный, нефтепродуктов и т.д.

Вкус готовой пищи следует устанавливать при характерной для нее температуре (горячие блюда должны иметь температуру (+50) С, холодные напитки должны быть комнатной температуры, но не ниже (+16) °С, салаты (+14)°С-(+16)°С).

2.4. Вкусовая проба не проводится в случае обнаружения признаков разложения в виде неприятного запаха.

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕРВЫХ БЛЮД

3.1.      Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку.

3.2.      Отмечают внешний вид и цвет:

качество обработки сырья (тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности);

форма нарезки овощей и других компонентов, сохранение ее в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму, и сильно разваренных овощей и других продуктов);

прозрачность супов и бульонов, особенно изготавливаемых из мяса и рыбы (недоброкачественное мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок);

пробу пюреобразных супов сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие не протертых частиц (суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности).

3.3.      Определяют вкус и запах:

блюдо должно обладать присущим ему вкусом, без постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности, пересола;

у заправочных и прозрачных супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус (если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны).

3.4.      Не допускаются к раздаче блюда с привкусом сырой и подгорелой муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом др.

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ВТОРЫХ БЛЮД

4.1.      В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) дается общая.

4.2.     Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.

4.3. Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.

4.4. Жаренная рыба должна быть мягкой, сочной, не крошащейся, сохраняющей форму при порционировании.

4.5. В крупяных, мучных или овощных гарнирах проверяют также их консистенцию:

в рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна должны отделяться друг от друга (распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен, посторонних примесей, комков);

макаронные изделия должны быть мягкими и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки; при оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, их внешний вид, цвет  (если  картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира).

4.6.      Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Обращают внимание на пассированные коренья, лук в составе соуса (их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию), цвет соуса (если в него входят томат или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета), вкус соуса (плохо приготовленный соус имеет горьковато-неприятный вкус).

4.7.    При определении вкуса и запаха вторых блюд обращают внимание на наличие специфических запахов (вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного ее вида с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная - приятный слегка заметный вкус свежего масла, на котором ее жарили).

свернуть

Оплата через ЕРИП

Произвести плату за питание в дошкольном учреждении образования можно:

через АИС ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.)

через банк.

Алгоритм проведения платежа

1.платежи и переводы;

 2. Система "Расчёт" (ЕРИП);

3. образование и развитие;

4. отделы, управления образования;

5. Гродненская область;

6. Гродненский РИК УО;

7. питание в детском саду;

 8. в открывшемся окне в графе лицевой счет указать номер лицевого счёта указанный в квитанции, нажать кнопку инфо ( появится информация о ребенке за питание которого производится оплата), перепроверить данные, ввести сумму указанную в квитанции, нажать кнопку далее, еще раз проверить правильность данных и нажать оплатить. 

свернуть