/files/02224/img/80045.jpg/files/02224/img/80045.jpg/files/02224/img/Xlogo.png/files/02224/img/80045.jpgСоветы учителя-дефектолога - Детский сад агрогородка Лойки

Советы учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог

 

МАНКЕВИЧ НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

Учитель-дефектолог

РЕЖИМ РАБОТЫ: 

Понедельник-пятница - 8.00-10.35

свернуть

Консультация для родителей "Особенности речи детей с общим недоразвитием речи"

"Особенности речи детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» — «киска», «ака» — «собака», «нини» — «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») — глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. п.

При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Ибуаська» — «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» — «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков.

Характеристика детей со вторым уровнем речевого развития.

На этом этапе дети используют, более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко.

В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления.

Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен слов).

Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты.

В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве, морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре

предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы — в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа. При этом отсутствует согласование существительного и глагола.

Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой либо неправильной формой существительного («играет с мячику», «пошли на горке»).

В речи детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки», «девочка сидят»), в роде («мама купил», «девочка пошел» и др.). Глаголы прошедшего времени в речи детей часто заменяются глаголами настоящего времени («Витя дом рисовал» вместо «Витя дом рисует»).

Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лет», «вкусная грибы»).

Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.

На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно («Собака живет на будке» - Собака живет в будке).

Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде: всего, часто употребляющихся в речи детей.

Словообразование у детей со вторым уровнем речевого развития грубо нарушено. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.

В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается, прежде всего, звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, сонорных и др.). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять - «пат», пыль - «пил»). Произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, чем на первом уровне. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.

Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (велосипед - «сипед»).

Звуковая структура многих слов, особенно слов со стечением согласных, является очень неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (окно - «ако», банка- «бака», вилка- «вика», звезда - «видя»). Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» — «чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» — «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» — «яблочный», «крыша из соломы» — «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» — «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.

У детей с ОНР отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности

(восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.

При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (учителю-дефектологу, воспитателю, психологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка. Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускающего включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.

Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук (ребенок затрудняется сам одеваться, причесаться, действовать с мелкими предметами), родители могут учить своего малыша правильно захватывать предметы, удерживать их, перекладывать с места на место. Надо с большим вниманием относиться к малейшим успехам ребенка, хвалить его и поощрять. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания (умение есть, одеваться, умываться и т.д.)

свернуть

Молчание - не всегда золото!

Каждый малыш – индивидуальность. Но временные показатели в его развитии все же существуют:

  • к году ребенок начинает произносить простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. Некоторые малыши начинают говорить в восемь месяцев, другие – в год, бывает и позже;
  • до полутора лет, преимущественно, фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово-предложение. Например, прося у мамы машинку, произносит: «Би-би»;
  • к концу второго года речь хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства.

Если малыш родился здоровым, но родители всегда очень заняты, то возникает вероятность отставания в речевом развитии вследствие педагогической запущенности!

Многие мамы, боясь «случайного микроба» в доме, не только выдраивают все до блеска, но и ограничивают свободу крохи, определив ей место в манеже. А как же ребенок будет познавать окружающий мир? Наоборот, в одном углу комнаты нужно положить мягкую игрушку, в другом – машинку. Показать и рассказать ребенку, что это.

Готовите на кухне – возьмите малыша с собой, подготовьте место, пускай погремит кастрюлями, это тоже познавательный процесс. Учеными доказано: чем больше ребенок узнает предметов при помощи ощупывания, тем быстрее будет развиваться речь!

Есть такое понятие «гиперопека» - это когда родители сами все делают за ребенка. Нередко к четырем годам дети не умеют держать ложку, не то что пользоваться ею, в три года носят подгузники и др. Это тоже может провоцировать задержку речевого развития.

Отражаются на ребенке и скандалы между членами семьи, отсутствие единой линии поведения у взрослых.

Многие родители полагаются на телевизор, как на няньку: лишь бы дитя не плакало… Малышам до года он противопоказан!

Дорогие родители!

Сына или дочь мало накормить и одеть – необходимо помогать малышу развиваться!

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей:

  1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы: ребенок нуждается в собеседнике – человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  2. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
  3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое для ребенка слово.
  4. Рассматривайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать картинки, которые вы называете, и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.5. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
  5. Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной: четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка!

свернуть

Игры для развития грамматического строя речи, связной речи

Игры для развития грамматического строя речи

 

«ОДИН-МНОГО»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.

Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

 

«ПОСЧИТАЙ-КА (1-5)»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек. Затем усложняем: Одно красивое поспевшее яблоко, два красивых поспевших яблока, три…и т.д.

 

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.

Пример: предложить ребенку несколько картинок(либо прдметов), затем их перевернуть (или закрыть), (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

 

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 

Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок - носочек

 

«ИЗМЕНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

 

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложениях

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,  ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,           Они едят суп.

 

 

 

 

Упражнения для развития связной речи

  • Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
  • Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
  • Подбирать действия к предметам и наоборот (Птица что делает? Летает);
  • Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
  • Назвать слова с определённым слогом, звуком;
  • Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
  • «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
  • «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
  • «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
  • «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
  • «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
  • Переделать известную сказку;
  • Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
  • Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
  • Придумать продолжение сказки;
  • «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
  • Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
свернуть

Использование игровых технологий при формировании звуковой культуры речи

Использование игровых технологий при формировании звуковой культуры речи

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровых технологий – разговорить наших детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, наконец, это получение удовольствия и максимальной пользы.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развитая ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

С помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы и творческие способности. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, и регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. А также театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Использование игровых технологий

Богатый дидактический материал литературы, интернета, опыт коллег, позволяет каждому воспитателю сделать свой выбор среди игровых технологий. Творческая профессия нередко обязывает нас являться авторами некоторых игр.

1 задание: «Забавные предложения»

Цель: развивать память, мышление, способствовать развитию связной речи, вызывая интерес к поиску правильного варианта построения предложения.

Описание:

Составляются варианты предложений, каждое слово которых начинается на один звук. Выбор звука через взятую букву или круг, в названии цвета которого берется первый звук. Усложнение: обозначить количество слов в предложении.

Пример:

Кате купили красивую курносую куклу Кристину.

Клоун Кирилл кричал кому-то: «Ку-ку!».

Коршун клювом ковырял кору клёна.

Вечером Валя взяла ведро, веник, вымыла веранду.

Велосипед валялся возле восточного вокзала.

Белый бант был большим, блестящим.

Толик трогал термометр.

Таня тихонько топтала тапочками тарелки.

Лена лизала лёд.

Жана жевала жёлтую жвачку.

Зина заглянула за зелёный забор.

Мама медленно мыла маленькую Марусю.

Гуси гурьбой громко голосили: «Га-га-га».

Дети делали для дома декоративные детали.

Никита Никонов не мог найти нигде новый носок.

Рысь рычала рядом.

Рома резал резину раненой рукой.

Царь царапал царицу цепочкой.

Филипп форсил фабричной формой.

Художник хвалил холст.

Чудак Чулим чем-то чадил.

Шурик шуршал широкими штанами.

2 задание: «Небылицы»

Цель: развивать воображение, упражнять в умении фантазировать, используя для помощи опорные картинки.

Описание:

Предлагаются опорные цепочки из двухсторонних карточек. Дается непродолжительное время для придумывания небылицы по определенной теме. Затем предложенный вариант прослушивается. В конце – авторский вариант.

Пример:

«Прогулка на тучке»

Однажды мальчик Леша сел в автобус и полетел на небо. На остановке тучка его ждал верный пес Барсик. Они зашли в кофе, съели по два торта, выпили ведро чая и задремали на полу. Немного отдохнув, вместе с каплями дождя вернулись домой.

После выполненного задания прослушивается авторский вариант.

«Удачная рыбалка»

Как-то раз две подружки Таня и Оля отправились на рыбалку. Подошли к колодцу и забросили удочки. Долго не клевало. Как вдруг поплавки сильно задергались. Девочки вытянули большого кота и ежика. Таня и Оля огорчились от неудачного улова. Животные взяли удочки, сбегали на речку и наловили много рыбы. Подружки довольные пошли домой.

На сегодняшний день современные воспитатели владеют и применяют различные игровые технологии в развитии речи  дошкольника. В нашем детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка.  Большую роль играет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.

      Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в  целях профилактики речевых нарушений предлагаю использовать нетрадиционные игровые средства. 

Предлагаю вашему вниманию две игровые технологии: «Волшебные прищепки», «Веселые шарики».

«Волшебные прищепки»

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки  разных цветов и размеров.

Познакомьте детей с необычной «девочкой-прищепочкой». У нее есть подружки –веселые, смешные и такие разные.

Воспитатель может внести красочную коробку (домик), в которой живут эти «волшебные прищепки». Они превращаются в человечков, животных, птичек и разные предметы. Игровые ситуации «Разноцветный заборчик» , «Зубастики», «Коврик», «Расческа», «Помогаем маме», сказочные сюжеты  на занятиях и в свободное время помогут  педагогу развивать мелкую моторику рук,  сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.

В данных упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга»

«Веселые шарики» («ежики») – это еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка. Су Джок терапия— это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм. 

Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность. Применение Су Джок терапии является эффективным средством в профилактике речевых нарушений, помогает максимально добиваться успехов, оптимизирует процесс в преодолении речевых трудностей, не требуя особых усилий, и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

Можно применть су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Приемы работы Су – Джок массажером:

  1. Массаж специальным шариком.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Познакомьте детей с «колючим шариком» (ежиком), проговаривая стихотворение: «Этот шарик не простой» или «Ежик».

Шарики  используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры: "Разложи шарики по цвету", "Найди все синие (красные, желтые, зеленые) ", "Сделай разноцветные шарики"(сине-красный, зелено-желтый), «Посчитай грибы»

  1. Массаж эластичным кольцом. 

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.                       

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Таким образом применение нетрадиционных игровых средств, последовательная систематическая работа  по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей  младшего дошкольного возраста.

свернуть

Веселая тренировка для мышц языка, губ и щек

Веселая тренировка для мышц языка, губ и щек

Спорт дает силу, здоровье, прекрасное настроение и уверенность в себе. Но не стоит забывать, что в тренировке нуждаются не только наши ноги, руки, спина, шея, но также губы, язык и щеки. Мышечные волокна, из которых состоят эти речевые органы, тоже нуждаются в тренировке. Иногда мышцы артикуляционного аппарата в результате родовой травмы могут быть слишком напряженными (гипертонус) или наоборот, слабыми и вялыми (гипотонус). Поэтому в одном случае мышцам нужно помочь расслабиться, а в другом — активизировать их. Значит, физическая нагрузка и специальные упражнения им просто необходимы!

Домашний театр

Поскольку у многих детишек проблема связана с нарушением темпа речи (заикание, убыстрение или замедление), упражнения для органов артикуляционного аппарата можно и нужно сопровождать веселыми стихами. В данном случае не будут лишними ритмические движения и забавная мимика. Итак, продемонстрируем свои артистические способности. Это же так забавно — перевоплотиться то в капризулю, то в волка, а то и вовсе изобразить мотор... Не забудьте, что для работы над звуками вам обязательно понадобится зеркало! Для начала пропоем гласные звуки, причем сделаем это не как-нибудь, а очень четко, даже утрируя. Это даст хорошую нагрузку губам, языку, щекам, нёбно-глоточному кольцу, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.

А -а -а...! Пошире рот открой, Не ленись и громче пой! А-а-а...! Поем и я, и ты, Упражнения просты: А-а-а...!

"У-у-у...! — сказала, ежась, Зина. — Ну, зимой и холодина! У-у-у...!" Вторят волки ей в лесу, Они воют громко: "У-у-у..."

О-о-о...! Округли красиво губы, Разомкни немного зубы: О-о-о...! Язык поглубже убери, Вздохни еще раз и тяни: О-о-о...!

И-и-и...! Какой ты весельчак! Ты смеешься звонко так: И-и-и...! На широком язычке Звук рассыпался в смешке: И-и-и...!

Э-э-э... Я тебе задам вопрос. Ты смешно наморщишь нос И ответишь мне: Э-э-э... Я не знаю, что сказать, Может, лучше помолчать? Э-э-э...

Ы-ы-ы... Зеваешь ты, мой соня, Сладко тянешься спросонья: Ы-ы-ы... Поспать еще часок Или, может, выпить сок? Ы-ы-ы...

После таких слов хочется сладко потянуться и зевнуть. Поверьте, в данном случае приятное соединится с полезным! Процесс зевания не только стимулирует работу нёбно-глоточного кольца, но и улучшает деятельность головного мозга. Кроме того, человечек освобождается от нервного напряжения. Так что, зевайте на здоровье!

Трактористы-машинисты

Логопеду достаточно заглянуть ребенку в рот, чтобы заметить такую особенность, как отсутствие верхнего подъема языка. Причины могут быть самыми разными: родовая травма, короткая подъязычная уздечка, слишком затянувшаяся „дружба" с соской. Упражнение „Мотор" поможет укрепить мышцы языка. Оно заставит даже самый ленивый язычок подняться вверх и удержит его на нёбе за верхними резцами продолжительное время. А это очень важно для правильного произнесения звуков „Ш", „Ж", „Ч", „Щ", „Л", „Р"! Если наш „ученик" слишком мал достаточно, чтобы он повторял за взрослым лишь звукоподражания. Ребенку постарше можно предложить проговаривать стихотворные строки:

Мотор натужно тарахтит, Чадит, чихает и пыхтит: "Ты-ды, ты-ды, ты-ды, ты-ды! Налейте кружечку воды! Так-так, так-так, так-так... Кто за водой ходить мастак?" Залили мы в мотор воды, И он запел: "Ды-ды, ды-ды, Да-да, да-да, да-да, да-да! Как кстати мне сейчас вода! Тук-тук, тук-тук, Тук-тук, тук-тук, Я знаю, кто мой Лучший друг!"

Произнося звукоподражания, нужно варьировать силу голоса (тихо громко), изменять темп, чередуя долгие или короткие паузы между повторяющимися слогами. Говорить слова и слоги придется в одних случаях медленно, в других быстро, в зависимости от контекста. Следите, чтобы кончик языка крохи при произнесении звуков „Т" или „Д" находился на нёбе за верхними зубами, а не опускался к краю нижних резцов.

Зри в корень

Тренировка нужна и корню языка, особенно если он излишне поднят (гипертонус) или, наоборот, „ленив" на подъем (гипотонус). Причиной подобных нарушений или  особенности строения языка. Наша задача — укрепить корень языка. Специальное упражнение поможет язычку на звуках „К", „Г", „X" подниматься как можно более высоко к мягкому нёбу. У детишек это не всегда получается, поэтому так часто можно услышать исковерканное произношение: „туей" вместо „ГУСИ", „тутушка"  вместо „КУКУШКА", „тлеп" вместо „ХЛЕБ". Малышу наверняка будет интересно поиграть в меткого стрелка. Ему предстоит поразить из ружья все мишени и при этом озвучить каждый выстрел: кх, кх, кх, кх... Чем сложнее мишень, тем больше выстрелов: кх, кх, кх, кх... И так до последнего патрона, то есть пока вы не увидите, что кроха устал... А теперь представим себя на деревенском подворье. Кого здесь только нет!

Вот гогочут громко гуси В огороде у бабуси: Га-га-га, га-га-га! У козы круты рога. Га-га-га, га-га-га! Сено все сгребли в стога. Га-га-га, га-га-га! Вязнет в сене нога. Га-га-га, га-га-га! "И-го-го!" — заржали пони, Им в конюшне вторят кони: "И-го-го, и-го-го! Мы несемся: о-го-го!"

(Принцип работы над текстом тот же, что и в предыдущем упражнении.)

Забавно, правда? Тогда почему малыш не смеется? Может быть, не умеет? Нет, просто ему в рот пока не залетела смешинка... Еще секунда, и он расхохочется:

Харитон учил стихи. Мы смеялись: "Хи-хи-хи!" Он их выучил легко, Хохотали: "Хо-хо-хо!" А потом учили мы: "Э-хе-хе... Хы-хы-хы".

Что ж, от веселого до грустного — один шаг. Сделаем печальное лицо и вздохнем: „О-хо-хо!" Еще раз наберем побольше воздуха в легкие, а затем выдохнем: "О-хо-хо-хо-хо-хо-хо-о-о-о..."

Губки алые

А теперь займемся губами. У некоторых малышей постоянно приоткрыт ротик. Возможно, сомкнуться губам мешают аденоиды пли особенности анатомического строения.В результате ребенок неправильно произносит так называемые губные звуки: „П", „Б", „М". Исправить положение нам помогут вот такие стихи:

Бом-бом, бара-бом! Это что еще за гром? Бух, бух, бара-бух! С барабаном петух. Барабанит он с утра: "Просыпаться пора!" Бум, бум, бара-бум! Всех разбудит этот шум!

Губы на звуках „П", „Б", „М" нужно соединять очень крепко! В данном случае старания малыша не будут лишними, ведь круговые мышцы вокруг ротика окрепнут, и губки научатся смыкаться.

Итак, начинаем четко декламировать:

Это куклы БИБАБО. Это — БИ, это — БО. Мы научим их шалить, Петь, плясать и говорить.

Не страшно, если под рукой не окажется кукол. Ребенок и сам с удовольствием вообразит себя куклой, которую надо научить говорить. Это упражнение комплексное н многофункциональное. Малыш сидит, выпрямив спинку. Он делает спокойный вдох через нос (плечи при этом не поднимаются!). Затем ребенок на одном выдохе произносит серию из трех слогов (крепко смыкая губы): „ба-бо-бу"; „би-ба-бо"; „бо-бу-ба"; „бу-ба-бо" и т.д.; „ма-мо-му"; „ми-му-ма"; „му-ма-мо" и т.д. Каждая серия слогов сопровождается постукиванием указательными пальцами по крыльям носа. Упражнение помогает решить сразу несколько весьма важных задач: - научить ребенка правильно дышать носом; - отработать речевой выдох: активизировать губы; - стать отличной профилактикой заболеваний верхних дыхательных путей.

Пухлые щечки

Вялые, слабые круговые мышцы рта — еще одна проблема. Убедиться в том, что она действительно существует, можно с помощью одною несложного задания. Если вы попросите малыша надуть щечки, то есть удержать воздух в полости рта, задача окажется трудновыполнимой из-за того, что губы неспособны плотно сомкнуться. Занятия помогут это подкорректировать. Напоследок мы оставили самое веселое. Кроха наверняка слышал о таком животном, как хомячок? Возможно, эта забавная зверушка даже живет у вас дома. Тогда ребенку будет совсем не сложно изобразить, как хомячок, набив полный рот едой, сосредоточенно жует. Итак, посильнее раздуем щеки, плотно сомкнем губы и энергично начнем жевать. Очень похоже! Это упражнение позволяет включить в работу практически все мышцы липа, нижнюю челюсть и губы. Имейте в виду, что не всегда задание получается с первого раза! Наши упражнения не обязательно выполнять все сразу. Для начала достаточно одного, максимум двух заданий. Выбирайте упражнения с учетом возраста ребенка и особенностей его звукопроизношения. Никогда не заставляйте делать то, что ему не нравится. Постарайтесь выбрать удобный момент, заинтересовать кроху, и тогда успех будет гарантирован!

свернуть