Использование игровых технологий при формировании звуковой культуры речи
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Цель игровых технологий – разговорить наших детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, наконец, это получение удовольствия и максимальной пользы.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развитая ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.
С помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы и творческие способности. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, и регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями.
Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей. А также театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Использование игровых технологий
Богатый дидактический материал литературы, интернета, опыт коллег, позволяет каждому воспитателю сделать свой выбор среди игровых технологий. Творческая профессия нередко обязывает нас являться авторами некоторых игр.
1 задание: «Забавные предложения»
Цель: развивать память, мышление, способствовать развитию связной речи, вызывая интерес к поиску правильного варианта построения предложения.
Описание:
Составляются варианты предложений, каждое слово которых начинается на один звук. Выбор звука через взятую букву или круг, в названии цвета которого берется первый звук. Усложнение: обозначить количество слов в предложении.
Пример:
Кате купили красивую курносую куклу Кристину.
Клоун Кирилл кричал кому-то: «Ку-ку!».
Коршун клювом ковырял кору клёна.
Вечером Валя взяла ведро, веник, вымыла веранду.
Велосипед валялся возле восточного вокзала.
Белый бант был большим, блестящим.
Толик трогал термометр.
Таня тихонько топтала тапочками тарелки.
Лена лизала лёд.
Жана жевала жёлтую жвачку.
Зина заглянула за зелёный забор.
Мама медленно мыла маленькую Марусю.
Гуси гурьбой громко голосили: «Га-га-га».
Дети делали для дома декоративные детали.
Никита Никонов не мог найти нигде новый носок.
Рысь рычала рядом.
Рома резал резину раненой рукой.
Царь царапал царицу цепочкой.
Филипп форсил фабричной формой.
Художник хвалил холст.
Чудак Чулим чем-то чадил.
Шурик шуршал широкими штанами.
2 задание: «Небылицы»
Цель: развивать воображение, упражнять в умении фантазировать, используя для помощи опорные картинки.
Описание:
Предлагаются опорные цепочки из двухсторонних карточек. Дается непродолжительное время для придумывания небылицы по определенной теме. Затем предложенный вариант прослушивается. В конце – авторский вариант.
Пример:
«Прогулка на тучке»
Однажды мальчик Леша сел в автобус и полетел на небо. На остановке тучка его ждал верный пес Барсик. Они зашли в кофе, съели по два торта, выпили ведро чая и задремали на полу. Немного отдохнув, вместе с каплями дождя вернулись домой.
После выполненного задания прослушивается авторский вариант.
«Удачная рыбалка»
Как-то раз две подружки Таня и Оля отправились на рыбалку. Подошли к колодцу и забросили удочки. Долго не клевало. Как вдруг поплавки сильно задергались. Девочки вытянули большого кота и ежика. Таня и Оля огорчились от неудачного улова. Животные взяли удочки, сбегали на речку и наловили много рыбы. Подружки довольные пошли домой.
На сегодняшний день современные воспитатели владеют и применяют различные игровые технологии в развитии речи дошкольника. В нашем детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка. Большую роль играет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.
Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в целях профилактики речевых нарушений предлагаю использовать нетрадиционные игровые средства.
Предлагаю вашему вниманию две игровые технологии: «Волшебные прищепки», «Веселые шарики».
«Волшебные прищепки»
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров.
Познакомьте детей с необычной «девочкой-прищепочкой». У нее есть подружки –веселые, смешные и такие разные.
Воспитатель может внести красочную коробку (домик), в которой живут эти «волшебные прищепки». Они превращаются в человечков, животных, птичек и разные предметы. Игровые ситуации «Разноцветный заборчик» , «Зубастики», «Коврик», «Расческа», «Помогаем маме», сказочные сюжеты на занятиях и в свободное время помогут педагогу развивать мелкую моторику рук, сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.
В данных упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга»
«Веселые шарики» («ежики») – это еще один способ профилактики и активизации речи ребенка. Су Джок терапия— это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияние на весь организм.
Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность. Применение Су Джок терапии является эффективным средством в профилактике речевых нарушений, помогает максимально добиваться успехов, оптимизирует процесс в преодолении речевых трудностей, не требуя особых усилий, и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Можно применть су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь. Т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.
Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.
Приемы работы Су – Джок массажером:
- Массаж специальным шариком.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Познакомьте детей с «колючим шариком» (ежиком), проговаривая стихотворение: «Этот шарик не простой» или «Ежик».
Шарики используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры: "Разложи шарики по цвету", "Найди все синие (красные, желтые, зеленые) ", "Сделай разноцветные шарики"(сине-красный, зелено-желтый), «Посчитай грибы»
- Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Таким образом применение нетрадиционных игровых средств, последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста.