/files/02224/img/80045.jpg/files/02224/img/80045.jpg/files/02224/img/Xlogo.png/files/02224/img/80045.jpgМетодическая работа - Детский сад агрогородка Лойки

Методическая работа

В помощь педагогу

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

Мир, название которому – театр!

 

   Основная цель, которую ставит перед собой педагогический коллектив государственного учреждения образования «Ясли-сад №5 г.Смолевичи» - создание благоприятной творческой  атмосферы, среды для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

   При построении развивающей предметной пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность воспитанников, обеспечиваются дидактические принципы и учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.

   Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, во вторых младших  группах  (дети  3- 4 лет)  оборудованы уголки  ряженья и игрушки, атрибуты  для театрализации знакомых сказок.

   В группе же для детей от 4 до 6  лет более широко представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов
к спектаклям, а театральная зона  отвечает  интересам,  как мальчиков, так и девочек.

         В группах интегрированного обучения и воспитания  (средняя группа № 2 «Васильки», старшая группа № 2 «Незабудки») театральные игры используются в обучении доступной системе коммуникации с целью нормализации жизнедеятельности, включениях их в социально- эмоциональное  взаимодействие. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется у детей с особенностями психо-физического развития предметной средой.

    В уголках театрально-игровой деятельности  есть: афиши, ширмы разных видов, декорации,  книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, касса, билеты, карандаши, краски,  виды бумаги, природный материал и т.д.

   Развивающая  театральная среда  дошкольного учреждения предоставляет детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения заданий.

     Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям  снять напряжение, создает радостную атмосферу.
С помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки при этом используют игрушки и фигурки плоскостного театра.

     В средней группе от самого простого театра на столе переходим
к более сложному. Дети пятого года жизни в процессе театральной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

      Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже
в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет. В старшей группе дети учатся быть ведущими, рассказчиками, режиссёрами: предлагают варианты решения каждой сцены, самостоятельно распределяют роли,  помогают «актёрам»  найти наиболее выразительные способы передачи образа, ведут обсуждение декораций, костюмов, реквизита.    

   Организованная таким образом театральная среда  способствует тому, что театрализованная игра является  средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

   Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия  родителей. Родители (законные представители) наших воспитанников-активные участники в театральной деятельности  в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, атрибутов, костюмов и т. д. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

 

свернуть

Консультация для воспитателей дошкольного образования Организация театральной деятельности в дошкольном учреждении

Консультация для воспитателей дошкольного образования

 

Организация театральной деятельности в дошкольном учреждении

                                      

Нельзя вырастить полноценного человека

                                       без воспитания в нём чувства прекрасного

                                                                                                   Р. Тагор

   Учебная программа дошкольного образования  уделяет особое внимание  приобщению дошкольников к миру искусства, к культурному наследию человечества, в частности,  к театральному творчеству. Искусство является неизменным средством формирования духовного мира детей. Художественные образы воздействуют на сознание и чувства , воспитывают определённые отношения  к явлениям, событиям жизни, помогают глубже и полнее понять  действительность, содействуют расширению кругозора. Под влиянием искусства дети начинают понимать красоту окружающего мира, богатство и разнообразие его красок, форм, движений. У них формируется эстетический вкус, способность отличать прекрасное и безобразное не только в искусстве, но и в природе, действительности, быту.

   Задача воспитателя дошкольного образования - обеспечить признание в ребёнке творческой личности, помочь ему стать самостоятельным, активным, инициативным, способным созидать и преобразовывать мир через театрально-игровую деятельность, основываясь на гуманных ценностных ориентирах.

  Воспитательные возможности театрально-игровой деятельности огромны, её тематика велика и неограниченна. Театрально-игровая деятельность развивает личность ребёнка, прививает  устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощения в игре определённых переживаний, побуждает к созданию новых образов.

   Театрализованные игры развивают умения детей разыгрывать  сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, используя для этих целей кукол, бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, обитателей «киндер-сюрпризов», элементов костюмов, декораций.

   Театрализованная деятельность может быть использована педагогами и специалистами в ряде направлений: для развития признаков детской одарённости; для коррекционной работы.

   Театрализованная игра сохраняет типичные признаки  сюжетно-ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, но отличается от нее наличием зрителя-обязательного компонента театра, а также тем, что развёртывается   по заранее подготовленному сценарию, в основе которого-содержание сказки, стихотворения, рассказа.

   В первый раз игру лучше всего проводить на фланелеграфе: он , как и настольный театр игрушек и картинок, позволяет свободно моделировать  и одновременно фиксировать различные ситуации.

   Сложнее играть куклами бибабо (владение техникой вождения) : они должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать  на плоскости, столе.

  Перед проведением театрализованной игры пишется её сценарий по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее педагог предлагает импровизировать на заданную тему. Самостоятельно сть игры зависит от того, знают ли ребята содержание сценария. Учить текст до начала игры не желательно, иначе получится спектакль, а не игра.

   С содержанием дети знакомятся заранее, чтобы его усвоить; можно показать знакомые произведения на фланелеграфе или в настольном театре. Но точно воспроизводить текст не обязательно, можно непринуждённо поправит ребёнка и играть, не задерживаясь, дальше. Читая стихотворение, необходимо подключать дошкольников к диалогу.  Детям интересно, когда они не только говорят, но и действуют , как герои сказок. Можно показать им некоторые способы  вождения персонажей и разрешить попробовать самим. Далее предложите разыграть разговор двух персонажей: произносить слова и действовать  за каждого из них.

   Младшим дошкольникам более доступна простая форма диалога-вопросно-ответная.

   Интересное и эффективное средство, способствующее переходу этой игры в разговор, - чтение детьми по ролям несложных стихов и потешек.

   Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

   При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес
    и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.
  • возрастные особенности.

   Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в группе должна быть оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право
и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

    В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Список книг для литературного уголка может включать в себя:

  • художественную литературу по темам, по 5-6 наименований
    из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям;
  • «говорящие книги»;
  • для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
  • книги, сделанные своими руками;
  • различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
  • аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

   В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; 
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы
    с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры
    в дошкольном учреждении;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Оснащение (примерное) театрального уголка для младшей группы:

  1. Коврограф (фланелеграф).
  2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  4. Маленькая ширма для настольного театра.
  5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
    и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
  7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

  Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

   Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.

Тематика наборов определяется учебной программой дошкольного образования.

  Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.

  Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение (примерное) театрального уголка для средней группы:

  1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных
    и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых
    и детенышей), маски театральных персонажей.
  2. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра.
  3. Стойка-вешалка для костюмов.
  4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
  5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный).
  6. Атрибуты для «Разноцветных сказок».
  7. Театр математики.
  8. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение  (примерное) театрального уголка для старшей группы:

  1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  2. Стойка-вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.

Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с
элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

Оживит театрализованную деятельность, сделает ее более интересной
и привлекательной наличие в театральных уголках всех групп «Волшебных вещей»:

- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми)

- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);

- волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);

- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени); 

 

 

Литература:

  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,

упражнения, сценарии.  Сфера, 2006.

2. Театральные фантазии : организация театральной деятельности в детском саду  / Л.М.Карчевская .- 3-е изд.- Мозырь : Содействие, 2009.- 72 с.

3.Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду Сфера, 2009.

4. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду: для занятий с детьми 5 –6 лет Мозаика – Синтез, 2007.

5.Учебная программа дошкольного образования. - Минск:  НИО, 2019

свернуть

Памятка по организации прогулки в учреждении дошкольного образования

Памятка

по организации прогулки

в учреждении дошкольного  образования

      Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов

  1. При организации прогулки с воспитанниками в учреждении дошкольного образования необходимо руководствоваться  п.163 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования»
  2. Перед выходом на прогулку воспитатель обязан убедиться в безопасном состоянии территории участка и оборудования на нём: функциональная надёжность, исправность, безопасность игрового и спортивного оборудования; отсутствии неровностей на дорожках, нижние ветки деревьев не ниже уровня вытянутой руки взрослого; отсутствии деревьев и колючих кустарников с ядовитыми плодами, кустарники и деревья должны быть обкопаны на ширину кроны и пострижены.
  3. Перед уходом с прогулки воспитатель должен организовать с воспитанниками сбор игрового оборудования, привести в порядок песочницы и песочные дворики  (песок в песочнице горкой, закрыть песочницы крышками).
  4. Выход детей на прогулку и их возвращение с прогулки необходимо осуществлять в присутствии 2 взрослых: воспитателя и помощника воспитателя.
  5. Завхоз обязан ежедневно до выхода детей на прогулку проверить состояние территории,  игровых участков, спортивных площадок, убедиться в их безопасности. В случае обнаружения опасных зон или травма опасных предметов обеспечить их ограждение красной лентой  и недоступность для детей, организовать устранение и предупредить об этом руководителя учреждения дошкольного образования и воспитателя.
  6. Воспитатель обязан обеспечить постоянную занятость воспитанников на прогулке. Прогулка состоит из следующих  компонентов:
  • Познавательная практическая деятельность (наблюдение за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства ит.д.);
  • Игровая деятельность;
  • Двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения - ежедневно, занятия физической культурой – согласно утверждённому учебному плану занятий на неделю);  самостоятельная (ежедневно);
  • Трудовая деятельность;
  • Индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы и повседневным наблюдениям за деятельностью детей.
  1. При организации самостоятельной двигательной  деятельности воспитатель планирует конкретные цели. Самостоятельная деятельность осуществляется под руководством воспитателя.
  2. Если с ребенком произошел несчастный случай, воспитатель немедленно должен поставить в известность руководителя, родителей, принять меры по оказанию первой медицинской помощи ребенку.
свернуть

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема развития учебных способностей обучающихся всегда являлась актуальной. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личности              сможет добиться в жизни.

   Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

   Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

  Визуализация - (в широком понимании) - это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

   Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.

   Технология визуализации учебной информации выступает как современная педагогическая технология и используется многими педагогами в современных образовательных учреждениях. Визуализации учебной информации - это система, включающая в себя следующие аспекты:

  • комплекс учебных знаний;
  • визуальные способы их представления;
  • визуально-технические средства передачи информации;
  • набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

    Технология визуализации учебного материала основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.

      Системная мыслительная деятельность человека выражается различными знаковыми системами: языковыми; символическими; графическими. Различные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст.

    Принцип визуализации учебного материала предполагает учет следующих закономерностей:

  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
  • компактно изложенный материал может помочь более предметно усвоить словесное сообщение или построить ответ на поставленный вопрос;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной преподавателем информации;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

   Принцип визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Вследствие чего к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. Известно, что учебный материал большого объема запоминается с трудом.

    В учебном процессе всегда применяли самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения  исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности обучающихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

    В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации.

1. Таймлайн (от англ. Timeline - буквально «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов - управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.

4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

   Двадцатый век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. Представление информации выражается в детальном описании явлений, в больших текстах и подробном изложении ситуаций, умозаключений, размышлений. В двадцать первом веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей города), карты, пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это - наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.

   Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном виде. Это иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий, схемы, таблицы или карты можно назвать образцами учебной инфографики.

   Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Так, например, известную технологию опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики В.Ф. Шаталова было положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов), а также сжатое изложение учебного материала по опорному плакату - озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними [2]. Опорные схемы В.Ф. Шаталова, их смысл, были известены непосредственным участникам образовательного процесса и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным.

   В современном образовании идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментарии преподавтеля), причем весьма эффективно. Инфографика позволяет говорить на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления человека, так и особенностям восприятия информации.

   Основная функция инфографики - информировать, представлять большой объем информации в  организованном виде, удобном для восприятия.

По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики:

  • числа в картинках: наиболее распространѐнная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми;
  • расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован;
  • процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.
  • статичная инфографика - одиночные изображения без элементов анимации;
  • динамическая инфографика - инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации;
  • интерактивная инфографика - вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.
  • аналитическая инфографика - графика, подготавливаемая по аналитическим материалам, аналитика проводится по данным экономических показателей и исследований;
  • новостная инфографика - инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;
  • инфографика реконструкции - инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

В практике использования инфографии в учебном процессе могут быть следующие задания для обучающихся:

  • опиши представленного персонажа (событие) в картинке или рисунке;
  • представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;
  • составь рассказ (план);
  • дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.

   Целенаправленное восприятие с использованием инфографики предполагает запоминание информации с опорой на графические образы; отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала; способ делиться знаниями и результатами обучения; способ обработки данных исследований; развитие критического мышления; формирование навыков функционального чтения.

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

  • анализ инфографики, созданной учителем или преподавателем;
  • создание инфографики обучающимися, под руководством преподавателя, на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

   В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Обучащимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировка выводов, обобщение и постановка вопросов к представленной информации.

    Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок, педагог должен ответить на четыре вопроса:

1. Какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы поняли обучающиеся?

2. Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?

3.Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?

4.Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления обучающихся?

   Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.

Процесс создания инфографики включает следующие этапы:

1.Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.

2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах - текст, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.

3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю – обычно это неоформленные графики, таблицы, гистограммы.

4.Построение доступной визуализации. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) – презентация, слайды, картинка, видеоролик.

     Использовании инфографики в образовательном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход к самообразованию. Современные технологии инфографики позволяют решать такие дальнейшие задачи:

переноса образовательной информации (телекоммуникации, дистанционное образование и др.);

формирования умений и навыков (компьютерные виртуальные практикумы и тренажеры и пр.);

автоматизированного контроля знаний.

  Итак, визуализация учебной информации, использование инфографики в образовательном процессе, ее графическое представление выступает неотъемлемой частью процесса обучения и одним из способов современного образования человека.

 

Список использованных источников

1.Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году [Электронный ресурс].–Режим доступа:http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=2663.–

2.Шаталов,В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.

3.Ермолаева,Ж.Е., Герасимова,И.Н., Лапухова,О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.–2014. –№ 11. [Электронный ресурс].– Режим доступа:http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.

4.Инфографика // Википедия[Электронный ресурс].–Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 01.10.2015.

свернуть

Консультация «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»

Консультация «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

В образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте  4  одна  из  задач  гласит: формировать гражданственность и  национальное самопознание, патриотические чувства, моральную, эстетическую и экологическую культуру. В разделе «Требования к структуре учебной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них – «Ребёнок и общество»: формирование представлений о Республике Беларусь; людях, прославивших Родину; о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Эффективным средством  является использование художественных материалов.

Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

 
  1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.
 
  1. В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

 
  1. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

 Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

свернуть